Развитие тактильных ощущений дошкольников

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. 

Для ребенка  развитие тактильных ощущений имеет очень большое значение! В момент прикосновения ребенка к различной поверхности, в его мозгу происходит много процессов, которые позволяют ему идентифицировать объект, к которому он прикоснулся.

От развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Таким образом, работа по развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук благотворно влияет на развитие всех сторон психики ребенка.

Развивая у ребенка тактильные ощущения, мы развиваем интеллект, развитый интеллект ведет к развитию коммуникативной сферы, развитая коммуникативная сфера приводит к социализации. Социализация дошкольников является актуальной проблемой на современном этапе образования. Решение этой проблемы стоит начинать именно с развития тактильных ощущений.

Приведу пример, прочитали вы ребенку сказку, в целом он ее услышал, возможно, осознал, на этом все. Дайте в руки пластилин, пусть ребенок слепит героев, задействую тактильные ощущения, в момент творчества мозг ребенка получит мощный импульс, который как раз и способствует развитию интеллекта. Т.е. Ребенок прослушал сказку – импульс не был послан к мозгу, ребенок задействовал тактильную сферу – импульс сработал.

То же самое можно проделать с игрушками, прослушали сказку, тут же берем игрушки и проигрываем ее.

Развивая тактильные ощущения, мы развиваем  все стороны  психики ребенка.

Выходит развивать тактильные ощущения необходимо, а материалов нет?

Если вы задаетесь вопросом «что делать в данном случае?», ответ однозначен – делать самостоятельно, либо привлекать родителей воспитанников.

Мы хотим поделиться с вами собственным опытом по привлечению родителей к созданию пособий.

Мы объявили конкурс на создание лучшей странички для тактильной книги. Что требовалось от родителей? Соблюдая формат, материал и тд  создать тактильную страничку, которая впоследствии станет частью тактильной книги, с которой будут играть, и заниматься дети. По окончанию конкурса будет проведено голосование, на котором определится 1,2,3 место, все участники конкурса получат благодарственные письма.  Ни для кого не секрет, что родители делятся на тех, кто поддерживает и воплощает в жизнь любую идею воспитателя, сразу принимаются за работу – это как правило меньшинство, большая часть сидит «как в домике» их девиз обычно «Мы можем, но пока мы не хотим, а может и хотим, но пока не готовы». Так вот, чтобы привлечь эту самую большую или основную часть родителей нужно постараться. Самый легкий способ сделать это через первую группу родителей – активистов.

Как дела обстояли у нас? После объявления конкурса, отзывчивых родителей – активистов оказалось трое. Три работы нам принесли! Из трех страниц ведь книгу не создашь… И тут мы начали воспевать хвалебные оды этим мамочкам, создавшим нам три эти странички, работы были отправлены в чат ватсапп, с комментарием (посмотрите какие работы, выражаем благодарность участникам, остальных приглашаем присоединиться к конкурсу). И тут начала подключаться основная часть – последователи. Они прочитали в чате, слова благодарности тем, кто уже сделал странички, посмотрели на эти странички и возможно подумали «Это ведь легко, я тоже могу» и начали приносить работы. В уголке для родителей была организована выставка работ, каждый мог посмотреть, потрогать работу другого участника.

Сроки, выделенные на создание страничек подошли к концу, объявлено голосование, но нашлись, так сказать, постпоследователи, которые тоже решили поучаствовать, мы конечно, им не отказали, даже наоборот поблагодарили и старались поддержать. Голосованием были выбраны работы, занявшие 1,2,3 место, при подсчете голосов «чтобы все было честно» присутствовал один из родителей наших воспитанников. На родительском собрании конкурсанты были награждены грамотами за 1,2,3 место, все остальные участники - благодарственными письмами за вклад в воспитание и развитие подрастающего поколения. Конкурсанту, занявшему первое место было предложено создать обложку для тактильной книги, он добродушно согласился. Так и получилась у нас замечательная тактильная книга, которая теперь используется в самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности педагога и воспитанника. Дети очень любят рассматривать, отклеивать, расстёгивать/застегивать элементы книги.



Комментариев нет:

Отправить комментарий